В нашей стране странная любовь к кольцам. Ну, например Бульварное кольцо или Садовое относятся к старой Москве и интересны с точки зрения истории города. Есть бетонные кольца вокруг Москвы, они являются историей создания ракетной ПВО. В масштабах страны – это золотое кольцо. Думаю не надо рассказывать, чем оно известно. Но вот что еще интересно, что именно в Костроме происходит пересечение Золотого кольца с кольцом стратегических наступательных вооружений. Вот об этом не сильно афишируемом кольце я немного расскажу. В эти места я давно планировал попасть, но не решался сделать это в одиночку. Наудачу в поездке в Саратов судьба свела с человеком, тоже интересующимся этой темой. Подобрав удачный момент, мы рванули в Кострому. С погодой нам повезло. Въезд в город проходил под фанфары – попали в первую волну урагана. Мы его последствия потом встречали в черте города и в лесах. Зато днем нам улыбалось солнышко. Поскольку часть дня была потрачена на дорогу, то решили в этот день ограничиться поездкой по бетонному кольцу РВСН и осмотру брошенных позиций. Да да да, и вокруг Костромы есть бетонное кольцо, вернее полукольцо, с ШПУ и соответствующей инфраструктурой. По разным данным там стояли МР-УР-100 и РТ-23 шахтного и мобильного (Скрытый текст. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для просмотра! ) базирования. Но это все в теории на практике там практически ничего не осталось от шахтных комплексов и их инфраструктуры, а БЖРК (пресловутый Василек) доживает последние дни.
Не теряя попусту времени, мы двинулись по намеченным точкам. На нескольких мы не стали тратить время из-за непонятности состояния и охраняемости. Первой посещенной была бывшая база обслуживания и снаряжения. На въезде бункерок охраны.
Основная база занята нархозом под лесопилку и тому подобное. Зато рядом ждал сюрприз в виде бункера с подземными коммуникациями и подземный КП. От КП осталось лишь одно название но…
Интересен материал стен.
Время близилось к вечеру, было принято решение искать место ночлега тк из-за урагана и ливня встать с палаткой не представлялось возможным. Даже на высотках под ногами хлюпала вода, да и не было гарантии, что ночью не будет второй серии урагана. Подались в Кострому. Здесь нас поджидала еще одна проблема – мест в отелях, санаториях, турбазах, съемных квартирах и тд небыло! Потратив на бесполезные поиски около 2х часов, рванули в сторону Ярославля в надежде в придорожных отелях найти постой. В это время наш коллега из Костромы пытался прозвонить и забронировать место в Ярославле. Итогом стало - отель в 20 км от Ярославля в сторону Москвы и 2 часа ночи! Поэтому всем кто туда планирует поездку, рекомендую заранее бронировать там номера. По пути не смогли не остановиться и сфотать Ярославский НПЗ. Утро порадовало солнышком и немного скрасило 80ти километровый рывок обратно до Костромы. Там мы встретили нашего компаньона, позавтракали и двинулись к основным целям нашей поездки. Первой была намечена для ознакомления рекультивированная ШПУ. Ничего не осталось… Далее нас ждет «Тридцадка» - место где стояли в ожидании составы (Огороженные пути и рядом небольшой городок). Вот они вагончики БЖРК. Остатки былой мощи. Немного погуляли вокруг и, сделав пару кадров, решили не тратить время на городок тк пройти к нему из-за водяных потоков было сложно, а сапоги были не у всех. Двинулись к самому самому. Основная база! Там сконцентрировано все: и хранилища топлива для ракет, и хранилища боевой части, всевозможные склады, базы обслуживании и тд. Осмотр начали с относительно брошенной части – хранилища топлива ракет, и дальше продвигаться через склады в сторону «Василька». Не рекомендую никому повторять подобное, тк территория от хранилища топлива и далее все более охраняема. В хранилище топлива удивили масштабы электропроводки. Она уложена в трубы герметично.
Вообще там всё сделано качественно, добротно и с размахом. Изучив один один из холмиков двинули к следующему (там 4 таких).
У этого сквозного прохода не было из-за завала, и в нутрии стоял туман с кисловатым привкусом. Зная о полезности испарений ракетного топлива, я не стал проводить эксперименты и вылез обратно. Ребята, которые полезли, потом жаловались на головную боль и слабость. Вокруг ходили черные тучи, и стало цвыркать, грохотать.
Соблюдая осторожность, переместились на следующие склады, где переждали небольшой дождик. Дальше конечная точка нашего маршрута станция «Василек». Нам несказанно повезло дойти до святая святых – ангар для проведения регламентных работ по БЖРК. Это один из двух на территории России ангаров, где БЖРК поднимало ствол полностью.
А вот это было настоящим подарком! МЫ ВНУТРИ! Передать словами чувства охватившие нас не возможно!
Но время поджимает. На поляне пошло, какое то движение. Достаточно быстро но, качественно осмотрев и запечатлев на фото, покидаем гостеприимный ангар и саму станцию. Выходим по тупиковому пути, на котором стоял на боевом дежурстве один из составов. К этому моменту на поляне действия перешли к кульминации – кого то пытались отсечь и заловить. Видимо мы были не одни такие грибники Второй день близиться к концу. Пока все идет по плану. Осталось еще одно место здесь и далее в сторону дома через Иваново, где хотели посмотреть и сфотографировать аэропорт и самолеты. Да и посчитали, что в случае чего там найти ночлег будет проще. «Шестерка» отдельный огороженный жд путь, накрытый легковозводимыми конструкциями. Там стоял поезд на боевом дежурстве. Рядом единоблочные домики для караула и тд. Географически она пристроена к бывшей ШПУ с КП и частично использовались постройки от них. От позиции практически ничего не осталось. Выбираемся, проскакиваем мимо путей на станцию Ромашка и основного пути. Теперь в сторону дома. Уже в Ивановской области догоняем грозовой фронт и это ставит жирную точку на нашу фотосессию самолетов, а также на планах прибыть в Москву в 12часов ночи. В Москву прибываем в 3 ночи уставшие но довольные поездкой. Завтра еще один праздничный выходной день и можно будет отдохнуть, переварить информацию и помечтать о будущей поездке туда.
|